В серии That Chair импульсом к созданию фотографий, вместо изначального субъективного интереса к ситуации или к объекту, служит генератор случайных чисел, с помощью которого определяется некоторое количество моментов в течение дня, когда я должна сделать снимок.
Работа со случайными числами известна мне, в первую очередь, из музыки Джона Кейджа, который широко использовал элементы случайности (chance operations) в своих композициях и лекциях, а также находился под сильным влиянием идей дзен-буддизма. В своей Juilliard Lecture он говорит: "Принимать всё, что встречается на пути, не заботясь о последствиях, значит не бояться или быть полным той любви, которая происходит от чувства единения со всем сущим."[1]
Меня интересует идея принятия всего, отказа от деления на интересное и неинтересное, достойное внимания и нет. Случай включается в мою активность и начинает трансформировать логику моего выбора, принуждая меня к взгляду и к действию. О принуждении говорит Уильям Эгглстон в послесловии к своей книге "The Democratic Forest" (отрывок из беседы с Марком Холборном): "Это была одна из тех ситуаций, когда картинок не было. Казалось, что не было ничего, но конечно же, кое-что для кого-то там было. Я стал заставлять себя делать фотографии земли, там, где она была размыта, в 30 или 40 футах от дороги. Там было несколько сорняков. Я начал понимать, что вскоре я уже снимал весьма хорошие картинки, так что я пошёл дальше в лес и вверх по небольшому холму и отснял целую катушку плёнки."[2]
Решение начать где угодно ведёт к проявлению смысла из "ничего", к осознаванию себя и окружающего пространства. При этом наличие неконтролируемого свободного элемента — случайного числа — не только заставляет действовать вне привычного порядка, но и включает искусство в процесс повседневной жизни, а значит, способствует стиранию различий между жизнью и искусством.
"To accept whatever comes, regardless of the consequences, is to be unafraid or to be full of that love which comes from a sense of at-oneness with whatever." John Cage: A Year From Monday. New Lectures and Writings by John Cage, Wesleyan University Press, Middletown, Connecticut, 1969, p. 105 (перевод автора) ↩︎
"It was one of those occasions when there was no picture there. It seemed like nothing, but of course there was something for someone out there. I started forcing myself to take pictures of the earth, where it had been eroded thirty or forty feet from the road. There were a few weeds. I began to realize that soon I was taking some pretty good pictures, so I went further into the woods and up a little hill, and got well into an entire roll of film." William Eggleston in Conversation with Mark Holborn (Afterword from The Democratic Forest, 1988): http://www.americansuburbx.com/2010/10/william-eggleston-afterward-from.html (перевод автора) ↩︎